Адаптация 1-х,5-х, 10-х классов. Памятка для родителей

 

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
  
 Определение и классификация суицидального поведения
 ü  Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
 ü  Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суи­цид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
 ü  Суицидальное поведение  – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в ми­нимальной степени мотивируемых явным или скрытым желанием уме­реть.
  
 Мотивы суицидального поведения
 ü   переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
 ü  действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
 ü   переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
 ü   чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
 ü   боязнь позора, насмешек или унижения;
 ü   страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
 ü   любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;
 ü  чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
 ü   желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
 ü   сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде;
 ü   нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
 Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
  
 Знаки (проявления) суицидального риска
 Поведенческие признаки:
 -  внезапная замкнутость и отказ от общения со сверстниками;
 -  употребление спиртного и/или наркотических средств;
 -  избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
 -  безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
 -  безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
 -  внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
 -  внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
 Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
 -  невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любы­ми средствами;
 -  разочарование в удовлетворении психологических потребностей (по­требности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
 -  поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
 -  присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невоз­можность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
 -  конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
 -  противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти.
 Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предот­вратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
  
 Словесные ключи:
 -  прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
 -  шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленно­сти жизни;
 -  уверения в беспомощности и зависимости от других;
 -  прощание;
 -  самообвинения;
 -  сообщение о конкретном плане суицида.
 Поведенческие ключи:
 -  раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
 -  написание «записок-завещаний»;
 -  несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, пита­ния;
 -  самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активно­сти;
 -  частое прослушивание траурной или печальной музыки;
 -  склонность к неоправданно рискованным поступкам.
 Ситуационные ключи:
 -  психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публич­ное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
  
 Поведенческие реакции
 Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:
 - целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
 - неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
 - повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
 - развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
 - романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
 - нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
 - потребность в общении сменяется желанием уединиться.
  
 Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
  
 •        Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.
 •       Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
 •        Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
 •        Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
 •        Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
 •        Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
 •        Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  
 Важно соблюдать следующие правила!
  
 •       Будьте уверены, что вы в состоянии помочь.
 •       Будьте терпеливы.
 •        Не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это».
 •        Не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…».
 •        Не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
 •       Делайте все от вас зависящее.
 •       И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!
  
 Алгоритм действий родителей подростков, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению.
  
 •       Беседа с ребенком.
 •        После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.
 •        Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.
 •        Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным подростком. 
                                             Педагог-психолог Джурелюк Е.Т.

Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков

В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.

  • Обращайте внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в «неблагополучной» компании). Так вы сможете своевременно распознать деструктивные тенденции в поведении ребенка.
  • Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций.
  • Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность.
  • Обращайте внимание на характер ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхоконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
  • Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
  • Обращайте внимание на увлечения вашего ребенка, на уровень его досуга (имеет разнообразные конструктивные увлечения, не имеет постоянных увлечений, имеет много свободного времени, которое неизвестно как проводит, имеет деструктивные увлечения (воровство, принадлежность деструктивным молодежным движениям и т.п.); поддерживайте вашего ребенка в самоопределении. Так вы сможете предотвратить деструктивную направленность его личности.
  • Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
  • Обращайте внимание на уровень самооценки, характер самоотношения вашего ребенка (адекватная — завышенная — заниженная; самопринятие — самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями.
  • Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения.
  • Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
  • Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни.
  • Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию. Так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению.
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
  • Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка. Ряд изменений является следствием взросления вашего ребенка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.).
  • Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.
  • Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить развитие острых стрессовых состояний у ребенка или формирование у него противоправного деструктивного поведения.
  • Замечайте обращения – «сигналы» со стороны ребенка. Частые жалобы являются признаком неудовлетворенности важных потребностей или неразрешенной тяжелой ситуации. Так вы сможете предотвратить развитие неблагоприятной или опасной ситуации, сформируете у ребенка внутреннее ощущение того, что его понимают, что он не одинок в своих переживаниях.
  • Привлекайте ребенка – подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
  • Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков («Зачем ты так сделал?», «А что будет, когда ты это получишь?»). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.
  • Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).
  • Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
  • Уделяйте внимание чувствам и состоянию ребенка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай, болезнь члена семьи и т.д.). Ребенок не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что ребенок ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты).
  • Если вы испытываете недостаток знаний в понимании поведения вашего ребенка или взаимоотношений с ним, обращайтесь за дополнительной информацией к психологу, медицинскому работнику. Так вы сможете предотвратить развитие деструктивных форм поведения у ребенка, окажете ему необходимую квалифицированную помощь и поддержку.
  • Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка.
  • Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его «нормальность», в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.
  • Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка к деструктивным поступкам других людей, организаций («это плохо, когда одни люди уничтожают других по признаками пола, расы, увлечений и т.п.», «человек, унижающий другого – слабый человек»). Формируйте у ребенка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору.

Педагог-психолог Джурелюк Е.Т.